С докладом на тему «Обеспечение транспортной безопасности в 2023 году и основные направления работы Ространснадзора по поддержанию ее уровня» выступил начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Игонин. Публикуем выдержки из доклада:
«По результатам анализа поступающей в Ространснадзор от субъектов транспортной инфраструктуры информации установлено, что в 2022 году количество угроз совершения актов незаконного вмешательства по сравнению с 2021 годом выросло в 20 раз (с 225 до 4501).
С конца февраля 2022 года приказами Минтранса России и решениями Оперативных штабов регионов на территории ряда субъектов РФ введены повышенные уровни транспортной безопасности для более эффективного реагирования на эти угрозы.
Вместе с тем, контроль реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах, где установлены повышенные уровни безопасности, осуществляется Ространснадзором в рамках ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.
Так, в 2022 году по сравнению с 2021 годом количество плановых контрольных надзорных мероприятий (КНМ) сократилось в 3,7 раза (с 403 до 110), внеплановых – в 3,6 раза (с 1392 до 385). Основанием для внеплановых КНМ, в основном, служит информация о признаках нарушений, создающих непосредственную угрозу.
В целях повышения уровня государственного контроля и влияния на уровень защиты объектов Служба выступила с инициативой о подготовке отдельного поручения Правительства РФ на проведение внеплановых выездных КНМ в отношении объектов транспортной инфраструктуры 1-й категории, которая была реализована в поручении Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко.
В результате выполнения Ространснадзором данного поручения проведено более 300 внеплановых выездных КНМ, выявлено порядка 8,5 тысяч нарушений (в среднем, 24 нарушения обязательных требований на одно КНМ), выдано 470 пред-писаний об устранении выявленных нарушений с указанием мероприятий, проведение которых необходимо для предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В среднем, предписания выданы на срок до восьми месяцев.
Кроме того, проведено 4011 КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами, таких как: наблюдение за соблюдением обязательных требований (2956) и выездное обследование (1055), в ходе которых выявлено 3954 нарушения.
Типичными нарушениями требований транспортной безопасности, выявляемыми в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, по-прежнему остаются:
– не привлечены (не сформированы) подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;
– объекты транспортной инфраструктуры не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
– сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не прошли предусмотренную законодательством подготовку и аттестацию.
Проведя анализ нашей деятельности, установлено, что в реестре Ространснадзора находится 18 632 контролируемых лица и 267 320 объектов контроля в области транспортной безопасности. Работу по контролю фактически осуществляют 232 инспектора Управления транспортной безопасности. Исходя из имеющихся сил и средств, а также исходя из имеющихся ограничений, в среднем ежегодно проверку проходят 2,49% контролируемых лиц и 1,17% объектов контроля. Таким образом, государству потребуется более 90 лет для проверки всего транспортного комплекса и принятия мер понуждения к устранению нарушений.
В рамках ограничений в целях поддержания соответствующего уровня государственного контроля упор сделан на проведение профилактических мероприятий. Так, общее количество профилактических мероприятий за пять месяцев 2023 года составило 8727, это на полторы тысячи мероприятий больше, чем за аналогичный период 2022 года (7266). При этом, несмотря на значительное количество проведенных профилактических мероприятий, число выявляемых нарушений на одну проверку растет.
В соответствии со складывающимися условиями, на основании изложенного, основными направлениями работы Ространснадзора по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, влиянию на поддержание высокого уровня обеспе-чения транспортной безопасности предлагается:
– перейти на плановую работу с Минтрансом России по обновлению нормативных правовых актов по ведению контроля, а также по реализации закона «О транспортной безопасности»; инициировать создание рабочей группы по существенному реформированию требований по защите транспортного комплекса и их контролю за выполнением; подготовить соответствующую концепцию, особо выделив противодействие угрозам совершения актов незаконного вмешательства с применением беспилотных транспортных средств и беспилотных летательных аппаратов;
– совершенствовать систему государственного мониторинга выполнения требований транспортной безопасности через внедрение «Карты рисков», а также инструментов дистанционного контроля и надзора;
– организовать принцип системного взаимодействия территориальных управлений с оперативными штабами, АТК регионов, координационными советами при ФСБ России, органами прокуратуры и аппаратом полномочного представителя Президента РФ;
– перестроить аналитическую работу;
– уделить особое внимание развитию кадрового потенциала, для чего разработать концепцию до 2024 года, где предусмотреть:
- взаимодействие с высшими учебными заведениями при подготовке студентов по транспортным профессиям;
- непосредственное участие в научных работах, их инициирование, научное исследование вопросов правоприменительной практики и реализации обязательных требований;
- участие инспекторов в подготовке сил транспортной безопасности, их аттестации;
- пересмотр подходов в становлении «молодого» инспектора, поощрение развития его компетенций;
- заключить соглашения по взаимодействию с учебными и научными организациями;
– отдельно проработать вопрос популяризации значимости соблюдения требований транспортной безопасности, важности и необходимости государственного органа по надзору, для чего также разработать концепцию до 2024 года, где предусмотреть: - работу со СМИ;
- возможную клиентоцентричность;
- взаимодействие с общественными организациями (отдельно Ассоциацией ТБ и Фондом ТБ);
- заполнение информационных ресурсов Ространснадзора».
От редакции. Уважаемые коллеги! Присылайте ваши комментарии и вопросы по данной теме на info@rosbuslines.ru.