В торжественной церемонии открытия приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, Министр транспорта Виталий Савельев, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, глава Росавиации Дмитрий Ядров, руководители организаций гражданской авиации России.
Обращаясь к присутствующим Андрей Белоусов отметил, что с начала текущего десятилетия российская гражданская авиация проходит одно из самых сложных испытаний за всю свою столетнюю историю. В 2020 году во время пандемии коронавирусной инфекции перевозки пассажиров авиационным транспортом значительно сократились. В 2022 году отрасль одна из первых подверглась санкционному давлению, воздушное пространство 54 иностранных государств было закрыто для российских самолетов.
«Благодаря самоотверженному труду и высокой самоотдаче работников гражданской авиации удалось в кратчайшие сроки перестроится и в новых условиях обеспечить перевозку более 105 млн пассажиров. Россия сумела сберечь свой парк авиатехники, сохранить коллективы авиапредприятий, внутреннюю маршрутную сеть, а сейчас ожидает поставку новых отечественных самолетов разных видов. Совместными усилиями Правительство и бизнес продолжают решать задачи транспортной доступности российских регионов, доступности авиабилетов, наращивают темпы развития авиаперевозок и развивают инфраструктуру, что, безусловно является одним из драйверов экономического роста»
заявил Первый заместитель Председателя Правительства.
В свою очередь, Виталий Савельев более подробно остановился на достижениях отрасли в 2023 году. «Российские авиакомпании перевезли более 105 млн пассажиров, превысив план почти на 2,5 млн. По сравнению с 2022 годом рост составил 10,7 %. При этом на внутренних линиях перевезено 83 млн пассажиров, на международных – более 22,4 млн, – рассказал он. – Эти показатели свидетельствуют о том, что воздушный транспорт страны абсолютно востребован. Авиационные компании и предприятия перестроили свою работу с учетом новых экономических условий».
Министр транспорта также подчеркнул, что решения, принятые Президентом России и Правительством страны, позволили сохранить парк воздушных судов. Государство поддержало перевозчиков в непростой период, сохранило доступность перелетов для граждан.
Опережающее финансирование строительных работ позволило добиться более высоких темпов модернизации аэропортовой инфраструктуры страны. С участием инвесторов строятся новые терминалы. Только в прошлом году сдано сразу 12 объектов.
«Наш главный приоритет – сохранение безопасности авиаперевозок на высоком уровне. Это традиционно является одной из главных тем обсуждения на выставке и форуме»
заявил глава транспортного ведомства.
В завершении глава Министерства транспорта Российской Федерации вручил государственные и ведомственные награды отличившимся работникам отрасли.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов совместно с главой Минтранса Виталием Савельевым и руководителем Росавиации Дмитрием Ядровым осмотрели экспозицию выставки инфраструктуры гражданской авиации.
В рамках обхода они посетили стенды компаний «Авиафлюид», «Неоскан», концерна «Алмаз-Антей», авиакомпаний «Utair», «Red Wings», холдинга «Новапорт», стенды Минского автомобильного завода и компании «Аэропорты регионов».
Дмитрий Москалевич, генеральный директор ООО «НЕОСКАН», представил выставочный стенд компании.
Дмитрий Игорьевич рассказал об успешном ходе реализации пилотного проекта по противодействию беспилотным воздушным судам в международном аэропорту Шереметьево. Была отмечена высокая техническая готовность аэропорта Шереметьево по своевременному обнаружению беспилотников и обсуждались шаги по скорейшему внедрению современных технологий во всех аэропортах гражданской авиации.
Ожидается, что в 2024 году результаты пилотного проекта Шереметьево позволят ускорить процесс внедрения систем противодействия БВС на аэродромах гражданской авиации.
В рамках выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS Дмитрий Москалевич провел презентацию и рассказал об особенностях системы мониторинга и противодействия беспилотным воздушным судам (БВС) — Kaspersky Antidrone.
В основе комплекса лежит уникальное программное обеспечение (ПО) с использованием нейронных сетей и алгоритмов машинного обучения. ПО позволяет эффективно и быстро обрабатывать данные со всех сенсоров и выводить аналитику в единый веб-интерфейс системы.
На выставочном стенде компании НЕОСКАН гости и участники NAIS могли также увидеть двухпроекционную рентгенотелевизионную досмотровую установку НЕОСКАН 6550D, отличительной особенностью которой является наличие четырех камер для записи и контроля багажа и пассажиров. Конвейер может работать в нескольких скоростных режимах, что позволяет рту эффективно функционировать даже при большом наплыве пассажиров.
Партнеры компании НЕОСКАН представили профессиональную широкополосную радиосвязь МАКВИЛ для аэропортов и cистему защиты информации IXI.
Далее прошло Пленарное заседание «Гражданская авиация России: вызовы 2024 – перспективы 2030»
Конференция «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта. Новая система безопасности аэропортов: защита от дронов», прошла 6 февраля в рамках деловой программы NAIS-2024.
Дмитрий Москалевич – член Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Минтрансе России выступил с докладом об особенностях внедрения систем противодействия БВС в аэропортах гражданской авиации.
Дмитрий Игоревич подчеркнул, что комплексы противодействия БВС на аэродромах должны быть интегрированы в Единую Транспортную Систему.
Анжелика Поликарпова эксперт Рабочей группы по противодействию беспилотным воздушным судам (БВС) на объектах транспортной инфраструктуры Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Минтрансе России на Сессии «Система сертификации БАС и разработчиков, инфраструктура для эксплуатации БАС и их интеграции в общее воздушное пространство с пилотируемыми ВС» рассказала о системах противодействия БВС и подчеркнула ее значимость во всем составе инфраструктуры для безопасной эксплуатации и интеграции БАС в единое воздушное пространство в целях минимизации рисков как для транспортной безопасности, так и для безопасности полетов.
7 февраля в рамках NAIS состоялось четвертое заседание Рабочей группы по противодействию беспилотным воздушным судам (БВС) на объектах транспортной инфраструктуры.
Рабочая группа сформирована в составе Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
Заседание было посвящено актуальным вопросам внедрения эффективных систем противодействия беспилотникам в аэропортах гражданской авиации.
В мероприятии приняли участие представители ведущих аэропортов, научных организаций, производители оборудования.
Борис Лоран, председатель Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Минтрансе России отметил, что ввиду нарастающей угрозы со стороны технического развития БАС, необходимо в скорейшем времени интегрировать комплексы противодействия БВС на аэродромах.
Руководитель Рабочей группы Дмитрий Москалевич представил доклад о текущем ходе реализации пилотного проекта в аэропорту Шереметьево и о практических шагах по снятию нормативных барьеров и решению вопросов электро-магнитной совместимости.
В ходе экспертного диалога обсуждалась необходимость более четкого государственного регулирования требований к системам противодействия БВС и вопросы сертификации.
Отрадно отметить, что деятельность Рабочей группы вызывает большой интерес со стороны всего профессионального сообщества.
Дмитрий Москалевич отметил, что Рабочая группа открыта для всех профессионалов, желающих участвовать в решении проблемы борьбы с беспилотниками и призвал отечественных производителей активнее подключаться к ее работе.
Иван Мухин, менеджер по продукту AntiDrone Лаборатории Касперского, эксперт Рабочей группы рассказал о порядке разработки модели угроз со стороны БВС.
Анжелика Поликарпова, эксперт Рабочей группы и директор по развитию авиационных технологий ООО «НЕОСКАН», отметила, что системы противодействия БВС являются проактивными мерами в целях устранения угрозы со стороны БАС и в целях сохранения приемлемого уровня безопасности на аэродромах нужно предусматривать обмен данными с системами ОрВД.
С учетом количества важных вопросов по разным направлениям, для которых требуется оперативное решение, по итогам заседания было принято решение о создании 4 подгрупп по направлениям:
- доработка нормативно-правовой базы;
- изучение ЭМС;
- установление размеров зон безопасности для аэродромов;
- разработка методики оценки уязвимости ОТИ с учетом угрозы несанкционированного применения БВС.
В подгруппах в течение месяца экспертами Рабочей группы должны быть сформированы предложения и идеи по решению поставленных задач.
На заседании в состав Рабочей группы единогласно были приняты новые эксперты:
- Иван Александрович Силин — эксперт отдела транспортной и дорожной безопасности Департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа Югры;
- Бесшапочников Алексей Владимирович — заместитель начальника Службы авиационной безопасности Международного аэропорта «Внуково».