Очередная транспортная реформа местного значения вошла в активную фазу в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Вслед за прошлогодними изменениями в Сургуте преобразования начались в Нижневартовске. Как и другие города, административный центр Нижневартовского района испытывал проблемы, связанные с устареванием маршрутной сети и подвижного состава, а также отсутствием чёткого контроля над осуществлением пассажирских перевозок.
С 1 марта первый этап реформы коснулся обновления автобусного парка, реорганизации маршрутной сети, способов оплаты проезда и прихода нового для региона перевозчика. Также озвучены планы на конец весны и лето. Ожидается, что накопленный опыт позволит тиражировать реформу и на другие города региона, в частности, на Нефтеюганск и Ханты-Мансийск.
Зачем решили провести реформу
В Югре идёт модернизация общественного транспорта с целью обеспечения качественных пассажирских перевозок. Если в Сургуте в прошлом году сделали упор на обновление подвижного состава у базового городского перевозчика АО «СПОПАТ» и корректировку маршрутной сети, то Нижневартовск стал первым в автономном округе городом, где происходит масштабная трансформация рынка пассажирских перевозок. И пока идёт активное развитие, транспортники не всегда успевают со своевременной модернизацией. В частности, как сообщил местный Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО — Югры, сложился ряд структурных проблем:
- устаревшая маршрутная сеть;
- изношенный автопарк со средним возрастом более 15 лет;
- отсутствие эффективного контроля за перевозчиками.
Также в норму вошли сбои регулярности выполнения маршрутов, выпуск на линию неисправных машин, а также непрофессиональное и неэтичное поведение водителей. Поэтому возникла объективная потребность обеспечить безопасность пассажиров, а также оптимизировать маршрутную сеть, чтобы охватить транспортным обслуживанием новые районы и организовать на направлениях с наибольшим спросом беспересадочное сообщение. Для достижения этих целей типовые формы контрактов предусматривают чёткие стандарты качества, которые должны соблюдать перевозчики.
Обслуживание маршрутов обеспечит «Домтрансавто»
16 февраля администрация Нижневартовска по итогам электронного аукциона подписала муниципальный контракт с ООО «Домтрансавто», зарегистрированным в подмосковном Домодедове, но работающем на городских маршрутах Санкт-Петербурга. Перевозчик будет выполнять перевозки по нетто-контракту стоимостью 4,333 млрд руб. до 31 декабря 2030 года. В аукционе приняло участие два претендента, предложившие одинаковую стоимость контракта на уровне номинала. Однако заявка победителя набрала 100 баллов, а второго участника 60.
Как прокомментировали ситуацию в Департаменте дорожного хозяйства и транспорта ХМАО — Югры, все процедуры и документация подготовлены в рамках норм Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе с объявлением конкурса в форме электронных аукционов. При готовности выполнять все условия и требования по качеству и безопасности перевозок ограничений для участия в закупках нет.
В целом муниципальные контракты в Нижневартовске запланированы на семь лет. Долгосрочные договоры обеспечивают уверенность предприятия и его работников в завтрашнем дне, позволяя планировать техническую политику. Таким образом, теряется смысл нарушать установленные нормы и требования к выполнению маршрутов. В свою очередь, муниципалитет уверен в беспрерывности выполнения перевозок. Семь лет — оптимальный срок, чтобы пассажиры ездили на современном транспорте до того, как он устареет физически и морально.
Контроль за перевозками будет осуществляться с помощью Единой региональной навигационно-информационной системы (РНИС). Данные о движении автобусов из навигационной системы отправляются на серверы «Умного транспорта».В свою очередь, условия контракта обязуют перевозчика в лице компании «Домтрансавто» неукоснительно соблюдать расписание по каждой остановке и схему движения. Предусмотрены штрафы за некачественное выполнение перевозок и нарушения параметров маршрута, которые учитываются при оплате.
Местное АО «НПАТП № 2», не сумевшее победить в конкурсе, скорее всего, высвободит сотрудников в связи со снижением объёма работ. Вопрос их трудоустройства взят на контроль администрации. В отрасли фиксируется кадровый голод. Поэтому при расчёте сумм по контрактам учтено повышение средних зарплат. В частности, для водителей — с 50 до 80 тыс рублей.
АО «НПАТП № 2» образовано на базе муниципального предприятия, работающего в Нижневартовске с 1971 года.
В прошлом году в Архангельске компания «Рико», входящая, как и «Домтрансавто», в группу компаний «Ранд-Транс», стала основным перевозчиком муниципальных маршрутов, почти полностью вытеснив местные компании. В этом году «Рико» аналогичным образом готовится выйти на маршруты соседнего Северодвинска. Основным перевозчиком Ярославля в 2023 году в результате транспортной реформы вместо местного АО «ПАТП-1», прекратившего перевозки, стала входящая в «Группу Мовиста» компания «Транспорт Ярославии», а ещё одним заметным участником транспортного рынка стала компания «Стартранс» из ГК «Ранд-Транс». В Курске в прошлом году на смену местным перевозчикам пришла компания Национальной транспортной ассоциации «Волгоградский автобусный парк».
Новый подвижной состав на маршрутах
29 февраля в Нижневартовске прошла общественная приёмка нового автопарка. Таким образом, Югра выполнила свою часть работ в федеральной программу по обновлению общественного транспорта с использованием специальных казначейских кредитов. Поступление 45 отечественных автобусов Lotos и ЛиАЗ стало первым этапом обновления подвижного состава. Все машины соответствуют стандартам Евро-5 и Евро-6, вмещают до 100 человек, имеют кондиционеры, отопление, видеонаблюдение, платёжные терминалы для безналичной оплаты с различных носителей, автоматическую систему пожаротушения, аудио- и видеоинформирование, а также приспособлены для перевозки маломобильных граждан.
Приобретение автотранспорта стало возможно благодаря соглашению, заключённому между губернатором автономного округа, Минстроем и Минтрансом России. Водители и контролёры обязаны вежливо общаться с пассажирами и носить форменную одежду.
По завершении второго этапа в городе будет 241 новый автобус — 76 Lotos-105C02 и 165 ЛиАЗ-5292.67. Сроки поставки — до 1 июня и 1 июля. Первые шесть автобусов из партии в 196 единиц уже прибыли в регион. Машины закуплены на средства бюджета автономного округа.
1 марта в 5:15 80 новых автобусов большого класса ООО «Домтрансавто» вышли на 10 муниципальных маршрутов — №№ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21 и 30. На каждом выросло количество подвижного состава. Например, раньше на маршруте № 21 работало восемь единиц техники, а с наступлением марта их стало 14. При этом внесены корректировки в схемы движения четырёх маршрутов:
- № 13 «ПАТП № 2 — МЖК» — следует с заездом по улице Мира до остановки «Улица Салманова, 4» (протяжённость увеличилась на 6 км);
- № 16 «ПАТП № 2 — МЖК» следует с заездом по улице Чапаева до МФК «Рябина» на улице Пикмана (протяжённость увеличилась на 1,2 км);
- № 17 «Посёлок у Северной рощи — МЖК»продлён до остановки «ДРСУ» (протяжённость увеличилась на 4 км);
- № 92 «Автовокзал — Озеро» — в летнее время маршрут будет продлён в направлении СО «Огородник-81» (протяжённость увеличится на 1,2 км).
Стоимость и способы оплаты проезда
С наступлением реформы стоимость проезда осталась прежней. Тарифы на проезд уже были в Нижневартовске проиндексированы с 1 января 2024 года и в автобусах по регулируемым тарифам выросли с 30 до 32 руб., а в маршрутках — с 34 до 36 руб. В первых полностью сохранились социальные гарантии для неработающих пенсионеров и других льготников. Кроме этого, новый оператор пассажирских перевозок сделал проезд бесплатным для всех жителей Нижневартовска 1 марта.
Параллельно IT-компания «СберТройка» готовит к запуску современную билетную систему на базе карты «Тройка». Идёт работа с реестрами льготников. Первые карты уже на пути в город: скоро начнётся их распространение, а актуальную информацию поместят на стикеры в салонах автобусов.
Также важная задача — обеспечение доступности услуг. В этом направлении формируется оптимальный подход к тарифному регулированию для учёта интересов всех участников процесса оказания транспортных услуг.
Пока же в нижневартовских автобусах, по данным сетевого издания «86.ру», работают новые терминалы оплаты проезда, которые не выдают билеты после транзакции и не принимают транспортные карты старого образца. Для оплаты необходимо приложить карту к валидатору, после на экране появится галочка — это значит, что операция прошла успешно. Для оплаты за нескольких пассажиров нужно выждать около пяти секунд между транзакциями.
Транспортные карты старого образца продолжают принимать местные перевозчики, продолжающие пока обслуживать городские маршруты — ООО «ПАТП-1» на маршрутах №№ 3, 4, 5 и АО «ПАТП № 2» на маршрутах №№ 6, 7, 16. При этом в соцсетях пассажиры жалуются, что их не предупредили о том, что пополняемые карты перестанут действовать на половине маршрутов.
Планы расширения маршрутной сети
По данным Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 1 мая обновлённую технику увидят ещё на 12 направлениях. В ближайшие дни планируется подвести итоги аукциона на право обслуживания маршрутов №№ 3, 4, 5, 6, 7, 16, 33, 91, 92, 93, 94, 95, разыгрываемых одним лотом стоимостью 3,815 млрд руб. Перевозчик должен работать с 1 мая 2024 года по 28 февраля 2031 года.
Пока же по краткосрочным контрактам с 1 по 31 марта маршруты №№ 6, 7, 16 обслуживает АО «ПАТП № 2», а маршруты №№ 3, 4, 5, 33, 91, 93, 94, 95 — ООО «ПАТП-1».
Летом в муниципальной сети появится плюсом 10 маршрутов. Пять из них обслуживались коммерческим транспортом, ещё пять запустят впервые. В новое расписание из 32 маршрутов добавят автобусы до садово-огороднических товариществ «Наладчик», «Ягодка», «Кедровый», «Татра» и «Монтажник».
Работу последних маршрутов по нерегулируемым тарифам в Нижневартовске (№ 1 «пос. Дивный — МЖК», № 8 «Авторынок — АСУнефть», № 13к «ПАТП №2 — МЖК», № 25 «Постройка — поселок у Северной рощи») должна прекратиться с 1 мая в связи с окончанием срока действия свидетельств на право выполнения перевозок.
В планах перевозчика и муниципалитета — перейти от интервального к тактовому (временному) методу расчёта расписаний, который учитывает часы пик и позволяет рассчитывать точное время прибытия автобуса на нужную остановку. За движением нижневартовских автобусов можно будет следить в приложениях «Яндекс транспорт» и «Умный транспорт». По результатам второго этапа максимальное время ожидания транспорта составит не более 10–15 мин.
Также администрация будет ужесточать требования к оборудованию автобусов средствами обеспечения безопасности перевозок, к техническому состоянию и предельному сроку эксплуатации подвижного состава.
Планируется и развитие инфраструктуры. В администрации обозначили, что сейчас улично-дорожная сеть города включает 268 остановочных павильонов, из которых 212 муниципальных и 56 частных. В рамках модернизации маршрутной сети при финансовой поддержке автономного округа в 2024 году запланирована постепенная замена существующих павильонов на новые. Рассматривается вопрос установки трёх типов остановок — тёплых, умных и полузакрытых.
Реализация проекта в Нижневартовске позволит накопить опыт, чтобы транслировать результаты на другие города. В ближайших планах — Нефтеюганск и Ханты-Мансийск.
Реализация транспортной реформы продолжается в Челябинске — восьмом по численности населения городе страны. В середине четырёхлетней активной фазы реформы подвели промежуточные итоги того, как уже изменились и будут меняться кадры, билетное меню, подвижной состав, маршрутная сеть и инфраструктура.
Источник: https://tr.ru/news/5416-transportnaya-reforma-v-nizhnevartovske-novye-avtobusy-i-perevozchik-izmeneniya-marshrutov